Как окрашивают шерсть для дагестанских ковров ручной работы?
Богатство красок в кавказском ковроткачестве восхищало путешественников еще тысячелетие назад — это подтверждают письменные источники. В каждом поселении развивались свои традиции, но и лезгинский, и табасаранский ковер одинаково приковывают взгляд красотой ярких узоров. С давних времен мастерицы умели окрашивать нити так, чтобы их цвет не менялся и не тускнел даже спустя сто или двести лет. Как им это удавалось?
Традиционные цвета и природные красители Дагестана
Главные цвета классических ковров — красный и синий. Они олицетворяли огонь и воду, а также считались цветом знати. Оба цвета используются во многих разновидностях. Их дополняют белый, черный и золотисто-коричневые тона. А вот яркий зеленый ранее почти не использовался и сейчас появляется в малых количествах.
Многие знают, что плетение ковра — невероятно трудоемкая работа, занимающая месяцы. Но в прошлом ей предшествовал столь же сложный этап сбора растений и приготовления красителей. Требовалось собирать корни, кору, листья, цветы и ягоды деревьев, кустарников и трав, измельчать их, кипятить с ними нитки, а затем закреплять цвет. Лишь после этого можно приступать к ткачеству.
Главный природный краситель Дагестана — это марена, корни которой дают красивые и стойкие тона красного цвета. В XIX веке ее культивировали и вывозили в разные страны. Мареной засевали лучшие участки земли, она приносила большой доход и даже присутствовала на гербе Дербента. В городе Авиньон на юге Франции и сейчас стоит памятник уроженцу Дагестана Кербалаю Гусейну, который научился культивировать дикую марену. На родине он давно забыт.
Для красного цвета также использовались ягоды барбариса и кошениль — в Закавказье водится ее разновидность. Как получали другие краски?
Синий и зеленый — привозили индиго и окрашивали им белые или желтые нитки. Оливковый или болотный можно получить из грецкого ореха.
Белый — этот цвет получается сам собой из белой овечьей шерсти, но его дополнительно тонировали, например, полынью или душицей. Так получался «старый белый», зеленовато-белый и другие благородные оттенки.
Желтый — кора барбарисов, некоторых видов ивы и рододендрона, луковая шелуха, душица и зверобой. Оранжевый цвет получается из хны.
Черный или темно-коричневый — кора дуба и кожура грецкого ореха. Для затемнения их смешивали с железным купоросом.
Искусственные красители
Когда появились анилиновые красители, это сразу отразилось на традиционном ковроткачестве. Уже в 1873 году столь ценный в прошлом урожай марены остался несобранным. Первые искусственные краски были яркими и дешевыми, но они давали грубые и нестойкие цвета. Создавать ковры стало легче, но цена на них резко снизилась. При советской власти ситуация лишь усугубилась: кустарные производства сменились большими фабриками, для которых выполнение плана было важнее качества и красоты.
После распада СССР появились энтузиасты, пытавшиеся возродить традиции дагестанского ковроткачества. Задача это непростая, ведь за столетие эпохи искусственных красителей многие секреты были утрачены. Даже сейчас исследователям и мастерам приходится собирать информацию по крупицам и самостоятельно проводить опыты. Четкие рецепты составить сложно, поскольку свойства растений меняются год от года. Всегда нужно контролировать концентрацию ингредиентов на глаз. Запатентовать такие технологии тоже нельзя, поэтому практикующие мастера хранят их в тайне. Общедоступных справочников и методичек не существует.
И все же результат стоит затраченных усилий: природные красители дают удивительные и изысканные цвета. Такие ковры высоко ценятся, в том числе на европейском рынке. Но купить дагестанский ковер ручной работы, изготовленный по старинной технологии, может не каждый. Пряжа, окрашенная натуральными красками, повышает цену минимум вдвое.
В настоящее время 90% ковров производится с синтетическими красителями, которые в XXI веке стали более стойкими и разнообразными. Изделия, окрашенные мореной, орехом и барбарисом, тоже можно найти, но это — редкость. Помимо растительных красителей, мастера восстанавливают старинные орнаменты и цветовые схемы. Независимо от происхождения красок, хороший дагестанский ковер всегда впечатляет игрой оттенков и становится акцентом в интерьере.
Автор фотографий Руслан Атаев