Тайны рождения дагестанских сумахов
Древние корни кавказского ковроткачества
Корни дагестанского ковроткачества теряются в глубокой древности. О местных коврах писал Геродот, богатство цветов и разнообразие орнаментов восхваляли путешественники VII века. Также о старинных безворсовых коврах можно прочесть в поэме «Хосров и Ширин» великого Низами (XII в.). В зависимости от того, кому предназначался ковер, он мог быть самым простым или изукрашенным драгоценными камнями. При этом каждое творение искусства несло в себе глубокий смысловой посыл, оберегая своего владельца, даря достаток и покровительство высших сил. А изготавливались все без исключения полотна вручную из шерсти верблюдов и овец с использованием природных красителей.
С вхождением Дагестана в состав царской России развитие получило мануфактурное производство. На протяжении XIX века на Кавказе свет увидели десятки тысяч неповторимых полотен. Купить ковер из Дагестана можно было в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Пскове и любом другом крупном городе России. Рукотворные изделия ценились, считаясь предметом роскоши и гордости.
Начало упадка
Развитие технологий несет человечеству благо, но ведет к гибели народное ремесло. В 1869 году в Германии изобрели недорогие анилиновые красители, которыми стали пропитывать пряжу. Мастерицы старой школы с болью в сердце отстаивали «порядок рождения, данный Богом». Однако в погоне за скоростью и дешевизной постепенно уступали новшествам.
С приходом советской власти небольшие кустарные мастерские и мастеров-одиночек объединили в крупные фабрики. Древние рецепты стали забываться, а аутентичные лезгинские ковры и их табасаранские собратья стали утекать в частные коллекции. К концу ХХ века традиционное кавказское ковроткачество практически прекратило существование. И только усилиями верных своему делу мастериц искусство все еще живо и продолжает хранить древние тайны.
Дагестанские ковры XXI века: второе рождение древнего искусства
Сохранить традиции дагестанского ковроткачества удалось руками верных своему делу энтузиастов. Именно благодаря им сегодня можно купить дагестанский ковер ручной работы не только из старых коллекций, но и сотканный сравнительно недавно. Причем и техника плетения, и материалы, и символизм будут полностью аутентичными тем, которыми любовались наши предки несколько веков назад.
Как и 100 лет назад...
Современные сумахи ткут на старинных станках – бесценном наследии края. Некоторым образцам более 100 лет. Выткать потрясающий по красоте ковер можно на обычном наклонном станке, который во время работы опирается на стену. Но сохранить силы мастерице проще, работая на изделии с вертикальной станиной. Размер и толщина деталей станка определяют размеры будущего ковра. Поскольку традиционно сумахи стелили на пол в домах для защиты от холода, станок может иметь огромные размеры и занимать практически все помещение мастерской. По этой же причине конструкция должна быть массивной, жесткой и прочной.
Настоящие сумахи ткут из натуральной шерсти верблюдов или овец. Иногда используют хлопковые нити основы. А для самых дорогих иранских ковров берут натуральные шелковые нити. Ручная техника требует терпения и мастерства. И для создания одного полотна может потребоваться более полугода.
Потрясающая способность сумахов хранить тепло – результат особой схемы плетения. Ткут их горизонтально расположенными стежками, переплетенными особым образом с нитями основы. Пряжу накладывают встречно, а не параллельно, как это делают с паласами. Пары нитей, уложенных встречно, создают колесообразное плетение, называемое «сюнбюль».
Еще одна особенность создания сумахов – укладка после каждого разноцветного тканого ряда непрерывной уточной нити, которая скрепляет структуру полотна. В результате ковер получается очень плотным и не имеет щелей на стыках нитей разных цветов, как у килимов. При смене оттенков нити выводят на изнаночную сторону и обрывают с определенным припуском. Эти «кисточки» и создают пушистую теплую основу на тыльной стороне сумаха, за которую его так ценят во всем мире.
Особым образом обметывают и край ковра. Большинство мастериц используют усложненную технику либо чередуют техники вязки, получая необычные, чарующие глаз узоры.
Душа сумаха
Дагестанский сумах уникален. Каждая из немногих оставшихся верной древним традициям мастериц бережно хранит схемы плетения – семейное наследие. Однако в точности повторить узор не в силах самая внимательная из них. И дело не в точности запоминания. Переплетая пряжу, создатель вкладывает в творение душу, просит Высшие силы позаботиться о благе будущего владельца ковра.
Настоящий сумах сам выбирает, куда отправиться в путешествие. И обязательно даст знак тому, кого посчитает достойным стать своим господином или госпожой. Вглядитесь в узор. Вы влюбились? Именно на языке любви говорят сумахи – тайные наблюдатели, прошедшие с человеком сквозь века.